| 
					
					   ОПИСАНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ  
					
					           
					
					 
        На чудотворном Албазинском образе 
					размером 67,5 х 73,5 см, писанном на холсте, наклеенном на 
					деревянную основу (доску), изображена Богоматерь с 
					Младенцем. Иконографически данная икона относится к типу 
					«Знамение». Обычно Богородица на них предстает в неполный 
					рост, сидя, с воздетыми в молении вверх руками, в области ее 
					груди в медальоне поясное изображение Богомладенца в образе 
					Спаса-Эммануила со свитком в руках. Он одет в хитон, с 
					гиматием через плечо. Образы Богоматери данного типа 
					считаются одними из древнейших. Они встречались еще в 
					римских катакомбах. Так, к IV в. относится изображение 
					сидящей Богоматери с Младенцем на коленях, находящееся в 
					Риме в усыпальнице святой Агнии. На Руси иконы типа 
					«Знамение» появились в XI – XII вв. 
					 
					       
					Богородица «Знамение» близка к типу «Оранта» 
					(лат. «молящаяся»), на котором она изображалась в рост в 
					молении, но без Младенца. Богоматерь Оранта считается одним 
					из первых образов, появившихся на Руси и приписываемых 
					иконописцу преподобному Алипию Киево-Печерскому. От 
					византийского типа образ отличается изображенным на груди у 
					Богородицы в медальоне образом благословляющего 
					Спаса-Эммануила. 
					 
					 
					    Само слово 
					«знамение», относящееся к образам Богородицы, этимологически 
					означает «чудо» и возникло на русской почве. Связано это 
					было с тем, что в 1169 году (или1170) в Новгороде от иконы с 
					подобным образом Богородицы произошло чудесное спасение 
					Великого Новгорода от соединенных сил русских удельных 
					князей, осадивших город, после установления иконы на 
					городской стене. Тогда же архиепископ Новгородский Иоанн 
					установил и день празднования этой иконы в Новгороде – 27 
					ноября. Известно множество ее списков. 
					 
					       
					Возможно, списком чудотворной 
					Новгородской иконы была и икона, получившая наименование «Слово 
					плоть бысть». Но, в отличие от новгородского, на данном 
					образе слева и справа от головы Богородицы изображены 
					херувим и серафим. Богородица на иконе «Слово плоть бысть» 
					так же, как и на всех остальных иконах типа «знамение», 
					представлена в неполный рост, но руки ее не воздеты вверх, а 
					поддерживают Богомладенца. Через Ее руки перекинут плат. 
					Богомладенец изображен в полный рост и с лентионом (набедренной 
					повязкой). В левой руке Он держит свиток, правая - 
					приподнята в благословляющем жесте. Его изображение 
					заключено в овальную мандорлу. Слева и справа от головы 
					Богородицы изображены два шестикрылых серафима. Серафимы и 
					херувимы, с которыми в молитвах превозносится Богородица, 
					считаются высшими чинами Ангельскими. Серафимы, в переводе с 
					еврейского языка - «светоносные», херувимы - «пламенеющие». 
					Прописывание золотом серафимов должно было усилить эффект 
					свечения и пламенности, разделка золотом по световым линиям 
					одежд Пресвятой Богородицы - говорит о Ее причастности к 
					Небесному Иерусалиму, ведь в иконописи золото всегда 
					использовалось для того, чтобы символизировать нетварный 
					свет. Разделка фона облаками также указывает на 
					небожительство изображенных на иконе. Тем самым, Богородица 
					сравнивается с этими небесными силами, а икона наполняется 
					содержанием согласно словам известной молитвы: «Достойно 
					есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и 
					Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и 
					славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога слова 
					рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». 
					 
					       
					Мастер иконописного цеха ХПП МП «Софрино» 
					Е. Давыдова, осуществлявшая реставрационные работы 
					Албазинской иконы Божией Матери в 2002 году, обратила 
					внимание на особенности письма иконы: сильную выбеленность 
					личного письма, характерную для северных мастеров. 
					 
					       
					Кроме того, не только событийную сторону, 
					связанную с иконой, но и сам сюжет иконы можно прочесть как 
					«знамение». По отношению к сюжету – это чудо чревоношения. 
					Как пишет С. Снессорева, долгие годы собиравшая Богородичные 
					иконы и сведения о них: «В древние времена, особенно на 
					Востоке, в таком виде изображаемо было рождество Христово…». 
					То есть, образ чревоношения стал символом воплощения Слова 
					Божиего, которое, обретя плоть, вскоре должно было явить эту 
					Божественную плоть всему миру, что и было проявлением чуда. 
					Учитывая мнение реставраторов, можно предположить, что время 
					написания Албазинской иконы – конец XVI – начало XVII вв. К 
					этому времени относится и появление первых икон в Сибири, 
					которые первоначально завозились из европейской России 
					казаками-первопроходцами, священниками, присылались 
					церковными властями. Собственно сибирская школа иконописания 
					сложилась позже и, конечно, на нее оказывали влияние все уже 
					сложившиеся к тому времени иконописные школы. Исследователи 
					- Н.Г. Велижанина, С.А. Белобородов, Н.А. Гончаров начало 
					собственно сибирского иконописания относят к 20-ым годам 
					XVII в. и связывают его с созданием в 1621 году Сибирской 
					епархии с центром в Тобольске и деятельностью первого ее 
					епископа Киприана (Старорусенникова), прибывшего в Тобольск 
					из Новгорода. Вместе с ним пришло из Новгорода и широко 
					распространилось в Сибири особое почитание иконы «Богоматерь 
					Знамение». Первой датированной сибирской иконой 
					исследователи называют именно икону «Богоматерь Знамение», 
					написанную Спиридоном Иконниковым в 1624 году. 
					
					 
					 
					       
					Однако, икона «Слово плоть бысть», 
					по-видимому, была написана ранее 1624 года, причем именно 
					для храма, о чем свидетельствуют ее размеры, и привезена в 
					Сибирь. Письмо иконы характерно для северных мастеров: 
					сильная выбеленность личного письма, разделка золотом по 
					световым линиям одежд Пресвятой Богородицы, прописанные 
					золотом серафимы и херувимы, разделка фона облаками. 
   |