Небесных чинов радование, на земли человеков крепкое предстательство, Пречистая Дево, спаси ны, иже к Тебе прибегающия, яко на Тя упование по Бозе, Богородице, возложихом.

 

На главную

Вернуться в начало раздела

Описание иконы

О названии иконы

Установление празднования

Молитва

Тропари

Акафист и служба

Списки с иконы

Анализ публикаций

История

- вступление

- 1665-1689

- 1689-1867

- 1868-1938

- 1938-1991

-возвращение  Иконы в 1991 году

с 1991 года

Реставрация

Важные итоги

Материалы

- Издания об иконе

- издание 1898 года

-издание 1912 года

"Албазинская Святыня"

"Амурская Похвала и мира Заступница"

- Закон Амурской области

Чудесные знамения

Видео

 

 ВАЖНЫЕ ИТОГИ

       В данной работе сделана попытка собрать воедино весь имеющийся на данный момент материал о чудотворном Албазинском образе Пресвятой Богородицы.
 

    Для достижения этой цели задачи, поставленные в первой главе были решены следующим образом.
    1. В ходе работы исследована иконография Албазинской иконы и установлено, что эта икона написана для храма и принесена в Сибирь ранее 1624 года (более точно дату написания иконы указать не возможно). К моменту принесения иконы в Албазин она уже почиталась как чудотворная.
Исследование показало, что у данной иконы Божией Матери два названия: «Слово плоть бысть» – по главной мысли пролога Евангелия от Иоанна и «Албазинская» – по месту проявления благодатной помощи Богородицы. Как показало исследование, наименование «Албазинская» было утверждено Св. Синодом в 1895 году.
   

    2. В процессе работы выявлены не известные ранее документы:
        – Государственный архив РФ: Приказ Министерства культуры РСФСР о возвращении Албазинской иконы Божией Матери Русской Православной Церкви, а также другие документы, послужившие к подготовке данного Приказа;
        – Российский Государственный исторический архив: представление Преосвященного Макария (Дарского) об установлении празднования иконе и решение Св. Синода по данному вопросу, представление Преосвященного Никодима (Бокова) об изнесении иконы по Зазейскому краю и решение Св. Синода по данному вопросу;
        – Государственный архив по Амурской области: Годовые отчеты Благовещенского епархиального управления, Камчатские и Благовещенские епархиальные ведомости;
        – Архив Законодательного собрания Амурской области: Письмо настоятеля храма протоиерея Валентина Полищука с просьбой передать Албазинскую икону из краеведческого музея в храм и Решение Президиума областного Совета народных депутатов о передаче Албазинской иконы Божией Матери Русской Православной Церкви;
        – Архив Благовещенского епархиального управления: документы по организации Крестных ходов с иконой, организации фестиваля телевизионных и радиопрограмм духовной тематики «Слово плоть бысть»;
        – Архив Амурского краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского: записи в Книгах поступлений, Акты передачи церковного имущества;
        – Архив редакции газеты «Амурская правда» г. Благовещенск: публикации 1991 года об Албазинской иконе.
Некоторые документы впервые были приведены в данной работе.
 

        3. Сравнительно-исторический анализ документальных, литературных, справочных и интернет-источников, содержащих упоминание об Албазинской иконе Божией Матери, выявил неточности, разночтения, ошибки в хронологии истории Албазинской иконы: принесение в г. Благовещенск относится к 1868-му, а не к 1860-му году, установление празднования как местночтимого образа – к 1885-му году, а общецерковное почитание – к 1895-му году и др. В процессе анализа выявлена мотивация установления общецерковного празднования иконы – благоговейное чувство к Божией Матери и Ее чудотворной иконе со стороны православных верующих области; уважение к святыни со стороны большинства населения, в том числе и не православного; стремление иметь мощный противовес, каковым является святой образ, глубоко укоренившемуся сектантству.
 

        4. В ходе изучения материалов история Албазинской иконы Божией Матери была разбита на пять периодов, каждый из которых отражает определенный отрезок времени истории Албазинской иконы. Предложенное деление на периоды весьма условное, так как первый и второй периоды, можно сказать, переплетаются – отправной точкой здесь стоит 1689 год - заключение Нерчинского договора России с Китаем.
В настоящей работе особое внимание уделялось четвертому и пятому периодам, а особенно – возвращению Албазинской иконы Русской Православной Церкви в 1991 году. Так как о музейных документах, относящихся к истории Албазинской иконы, было почти ничего неизвестно, равно как о документах по возвращению Албазинской иконы в Церковь текст документов приводился полностью.
 

        5. В ходе исследовательской работы установлено, что Албазинская икона Божией Матери почитается верующими Приамурья наравне с Владимирским, Казанским, Тихвинским образами Пресвятой Богородицы. Установление общецерковного праздника в честь Албазинской иконы; многочисленные крестные ходы по обширной епархии в XIX-XX веках и епархиям (Хабаровской, Биробиджанской, Сахалинской, Магаданской, Читинской) в XXI веке; освящение и благословение Албазинской иконой особо значимых событий в жизни дальневосточников; многочисленные списки чудотворного образа Божией Матери, которые разошлись не только по дальневосточному краю, но и по всей стране свидетельствуют о любви верующих сердец к Царице Небесной. Особо усилилось почитание Божией Матери после спасения Благовещенска в 1900 году. На основе вышесказанного, мы посчитали, что необходимо изложить свидетельства о благодатной помощи Богородицы по молитвам перед Ее чудотворной Албазинской иконой отдельной главой.
 

        6. В ходе работы были тщательно изучены, систематизированы и расположены хронологическом порядке, вплоть до современности, свидетельства благодатной помощи Пресвятой Богородицы, полученной верующими людьми по их молитвам перед Ее чудотворной Албазинской иконой.
 

        7. На основании проведенного исследования можно утверждать, что в настоящее время не имеется богослужебных текстов в честь Албазинской иконы, утвержденных для общецерковного употребления, за исключением молитвы, составленной в конце XIX века.
 

        Завершая данное исследование необходимо отметить, что требуется дальнейшее изучение истории Албазинской иконы Божией Матери, так как в настоящей работе в основном отражено почитание Божией Матери в пределах Амурской области, тогда как период нахождения иконы в Сретенске практически не исследован. Собраны лишь самые известные факты благодатной помощи Пресвятой Богородицы по молитвам перед Ее образом. Остается по-прежнему открытым вопрос о составлении текста богослужения и утверждении его для общецерковного употребления.
 

        Сегодня чудотворная икона находится в новом кафедральном соборе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Рёлочном переулке в городе Благовещенске. Святая икона оказалась в центре православной жизни не только Амурской области: с нею совершаются крестные ходы, миссионерские и паломнические путешествия в различные регионы и города России (Сахалин, Магадан, Москва, Чита, Биробиджан, Хабаровск и др.). Икона «живет» полноценной духовной жизнью и организует духовную жизнь вокруг себя.
 

        Таким образом, формирование в XVII - начале XXI веков в Сибири и на Дальнем Востоке традиции особого почитания чудотворных икон, к которым относятся и иконы типа «знамение», возможно, коренится в нашей православной по сути ментальности, проявлением которой можно считать особенное отношение русского человека к явлению «чуда», постоянное пребывание в состоянии ожидания чуда на фоне нестабильности российской истории. Особенно это прослеживается в процессе освоения русскими новых земель, когда оседание на новой территории обязательно связано с появлением «своей» чудотворной иконы. Появление «своих» чудотворных икон, берущих переселенцев под свое небесное покровительство и дающих чувство защищенности, входит в число тех необходимых условий, которые способствуют закреплению населения на новых территориях. Знамения и чудеса от Албазинского образа Пресвятой Богородицы свидетельствуют о Небесном Покрове над дальневосточным краем. Можно сказать, что этой иконе подобает честь наравне с Владимирской, Смоленской, Казанской и другими особо почитаемыми иконами Божией Матери, явившими дивное заступление на русских землях.
 

        «Почитая Албазинскую икону Богоматери, как великую святыню, православное население Приамурья твердо убеждено, что имеет в Ней близкую, преисполненную любовью Ходатаицу пред Богом. Посему добрые христиане — и наши отцы преждепочившие, и братия, живущие ныне, — всегда, и в радости, и в горе, и в благополучии, и в опасности от нашествия иноплеменных, или язв губительных спешили и спешат на молитву пред Ее Чудотворною иконою. Здесь при мерцании лампады и трудовых свечей радость их становится совершенней и полней, а скорбь теряет силу и остроту; в молитве умягчается сердце, открываются греховные язвы, поведаются Пречистой Матери Господа нашего Иисуса Христа нужды и печали и приемлются от Нее облегчение, мир и покой душам».