На главную страницу

История

День сегодняшний

 
139–й пехотный Моршанский полк
историческая справка  

 

Много славных страниц ратных подвигов имеет история Государства Российского. Русские воины, защищая Родину, отдавали свои жизни, погибая на полях сражений. И по сей день в частях и подразделениях нашей Российской Армии свято сохраняются и чтятся боевые традиции. Завещанные предками, они передаются из поколения в поколение, поднимая боевой дух в воинах и, тем самым, укрепляя оборонную мощь нашей Родины.
Знать историю своей страны, своего края обязан каждый. «Кто не знает своего прошлого, у того нет и будущего…» - гласит мудрое изречение. Как известно из истории нашего города, в нём до октябрьского переворота была расквартирована войсковая часть того времени – полк, носящий название Моршанский. В 1900 году прошлого столетия полк отпраздновал свой 200-й юбилей. На праздновании, (в военном лагере под Рязанью), командиру полка Язвину была вручена Высочайшая грамота государя Императора Николая Второго. Вот слова этого документа: «…по случаю совершения ныне двух сот лет со времени учреждения Императором Петром I Великим, в 1700 году, пехотного Феодора Балка – Воронежского полка, присоединенного к Азовскому пехотному полку, из состава которого сформирован 139 пехотный Моршанский полк, Всемилостивейши жалуем полку сему препровождаемое при сем новое Георгиевское знамя, с надписью:»1700 – 1900», с сохранением и прежней на знамени надписи: «За оборону Правод против Турецкой Армии в 1829 г., за дело на Кадыкиойских высотах 13 октября 1854 г., за Севастополь в 1854 и 1855 годах и за отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов». Повелеваем знамя сие, освятить по установлению, употреблять на службу Нам и Отечеству с верностью и усердием, Российскому воинству свойственными». 25 июня 1900 года.
В этот же день, депутации от городов Егорьевска (пункт зимнего квартирования полка-юбиляра) и Моршанска поднесли полку в дар: первая – драгоценный образ св. великомученика и Победоносца Георгия, представляющий собою копию с хранящегося в Егорьевском Успенском соборе древней иконы, бывшей в 1608 году при войске князя Дмитрия Пожарского (подлинник этой иконы ныне хранится в Егорьевском краеведческом музее), а вторая – усыпанную драгоценными камнями, богатой работы, икону Казанской Божией Матери, художественно скопированную с чудотворного образа, принадлежащего Вышенскому монастырю, что близ города Моршанска (ныне Успенский Вышенский женский монастырь Рязанской епархии, где почивают мощи свт. Феофана Затворника). Вот какое славное прошлое у этого полка.

Обратимся к историческому документу «Краткая история 139 пехотного Моршанского полка для нижних чинов» составленной поручиком Будницким и изданной в 1894 году в Рязани.

До Царя Петра Великого большинство нашего войска состояло из временных ополчений, которые собирались в случае войны. Пётр Великий, готовясь к войне со шведами, решил учредить постоянное регулярное войско и для сего в 1700 году был произведён первый рекрутский набор и сформировано 27 пеших и 2 конных полка.
В числе этих полков был сформирован Пехотный Федора Балка полк – родоначальник 139 пехотного Моршанского полка.
В 1708 году полк этот назван пехотным Воронежским полком.
В 1756 году полк этот получил название Воронежского мушкетёрского полка.
В 1810 году он был переименован в 37-й Егерский полк.
В 1833 году совершено переформирование Русской Армии и много полков было упразднено, в числе их и 37-й Егерский полк, также расформирован на укомплектование Азовского и Днепровского полков. Так, 37-й Егерский полк прекращает своё существование и живёт одной жизнью с Азовским полком, но через 30 лет, по Высочайшему повелению является под именем Моршанского со всем славным прошлым переназванного Федора Балка полка (в нем служило много солдат из Моршанского уезда Тамбовской губернии).
Таким образом Моршанский полк, один из древнейших полков Русской Армии, берёт начало с 1700 года.
В апреле 1863 года из 4-х резервных батальонов и бессрочноотпускных
5-х и 6-х батальонов сформированы 48 резервных полков. Среди них Азовский резервный полк, переименованный в августе в Моршанский полк.
С 1891 года полк находился в составе 35-ой пехотной дивизии в г.Ярославле.
В июне 1892 года командир полка полковник Ляпунов был произведён в генерал-майоры и получил другое назначение, а командиром полка назначен командир Бузулукского резервного батальона полковник Домбровский. (Полковник Франц-Ксаверий Иванович ДОМБРОВСКИЙ р.18 мая1833г.–ум.6 марта1899г. Католик. Отпевание проходило в Рязани в католическом костёле. Похоронен на городском кладбище в Егорьевске. Внук Домбровского проживает в Москве, преподаёт в консерватории, а его дочь – органистка в Московском костёле. Потомки приезжали Егорьевск ).
В этом году полку предстояло переменить место своего квартирования и перейти в Рязанскую губернию в города Зарайск и Егорьевск.
После молебна на площади перед кафедральным собором Ярославля был устроен в зале городской думы прощальный обед. На прощание с Моршанским полком Ярославским Городским управлением торжественно были поднесены в память о городе Ярославле великолепная икона в киоте святых Ярославских чудотворцев и роскошный альбом с видами Ярославля.
По железной дороге 17 сентября выбыл 1-й эшелон в составе сводного батальона в Зарайск и Егорьевск, а в Октябре весь полк выбыл из Ярославля: в г. Зарайске расположились штаб полка и 1-й и 3-й батальоны. В Егорьевске- 2-й и 4-й батальоны. Полк расположился частью в городских казармах, частью в домах частных владельцев и, устроившись, приступил к обычным зимним занятиям.
В 1893 году весь полк собрался и расположился во вновь устроенном лагере у г. Зарайска и приступил к летним занятиям. 26 мая по телеграмме начальника дивизии 2-й и 4-й батальоны были вытребованы в г.Егорьевск для восстановления порядка между рабочими на фабриках братьев Хлудовых, где произошла стачка.3000 рабочих. Для солдат двух батальонов были выстроены деревянные казармы. В июне 1-й батальон также был вызван в Егорьевск для облегчения караульной службы на фабриках находившимся здесь батальонам. Однако, поскольку, их содержание приносило городу убытки, то городскими властями решено было ходатайствовать о переводе всего полка в Егорьевск. Ходатайство было уважено. Для этого были выстроены дополнительные казармы на углу Владимирской и Московской дорог. Когда таким образом весь полк сосредоточился в городе, то произведённые расходы если и не приносили дохода, то во всяком случае, уже и не доставляли убытков.
В 1893 году скончался командир 2-ой бригады 35-ой пехотной дивизии, в состав которой входил Моршанский полк, генерал-майор Казаков и вместо него был назначен генерал-майор Барон Меллер-Закомельский.
Перед Первой Мировой войной бригадой командовал генерал-майор Пантелеймон Николаевич Симанский. Он происходил из древнего рода Симанских и был прямым родственником по линии отца Патриарха Московского и всея Руси Алексия Первого. Вот как переплетается история!
Командиром полка был полковник Александр Евгеньевич Гутор.
В Егорьевске генерал жил на Сенной площади в доме Брёхова, а командир на квартире.
При каждой войсковой части того времени были полковые церкви.
Имелась таковая и у Моршанцев. Полковая церковь во имя святых Карпа и Папилы учреждена при формировании полка в 1863 году. Антиминс для совершения в ней литургии был выдан Преосвященным Феофаном (Говоровым), епископом Владимирским и Суздальским.( Из-за ветхости в 1903 году был заменён новым). Церковь эта сопутствовала полку в походах: в Русско-Турецкую войну 1877-78 гг., в Русско-Японскую 1904-05 гг. После 1983 года полковая церковь рамещалась в бесприходной церкви Казанской Божией Матери г. Егорьевска. В 1904 году полк был командирован на Дальний Восток. Егорьевцы в напутствие подарили полку икону-складень св.вмч. Георгия Победоносца. На боковых створках складня изображены свт. Николай Чудотворец – покровитель Императора Николая II и св. мученица Александра – покровительница Императрицы Александры Феодоровны. В 1904 году полк прибыл в г. Екатеринбург. Во время расквартирования в нём, полку был предоставлен Крестовоздвиженский собор. Отсюда полк вышел на Русско-Японскую войну, где показал себя блестяще. Капельмейстер полка Шатров на войне сочинил всем известный вальс «На сопках Маньчжурии».
В полковой церкви уже находились святыни. Это тоже икона-складень, принадлежавшая Азовскому полку. На ней изображены Феодоровская Божия Матерь, святитель Николай и святитель Никифор, патриарх Цареградский. (Иконы св.Георгия и Феодоровской Божией Матери ныне вернулись в Егорьевск) Кроме того имелись и другие иконы, упоминавшиеся выше: Казанская Вышенская икона, Ярославских святых и многие другие. Среди них икона Спасителя в серебряной ризе – благословение Государя Николая II.
В Казанской церкви хранились полковые реликвии и знамя полка. Известны из архивных данных полковые священники: 1895 год с января по май священник Иоанн Родионов, с мая священник Михаил Обновленский, в 1902 году священник И.Чапек, в 1904 году священник Платон Светлов, с 1914 по 1917 священник Сергий Кротков. В Егорьевске оставался служить священник Иоанн Берёзкин.

Во время боевых действий полковые священники вдохновляли солдат на ратные подвиги личным примером храбрости и мужества. С крестом в руках они поднимали в атаку свои полки и шли впереди под пулями. Помогали доставлять раненых в лазареты, напутствовали умирающих, служили молебны о здравии. Терпели с воинами тяготы военного времени, являясь их молитвенниками и утешителями, духовными отцами. Одним из таких пастырей был полковой священник о. Сергий Кротков.
В 1914 году полк был переброшен на Запад, а Галицию, где мужественно и стойко воевал с австрийцами. Полковым священником служил о. Сергий Кротков, прославленный Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик Сергий родился в 1876 году в селе Подлесная Слобода Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье священника Михаила Кроткова. По окончании Рязанской духовной семинарии Сергей Михайлович был определён преподавателем в церковно-приходскую школу. Сочетавшись браком с девицей Марией, дочерью протоиерея Палладия Орлова, служившего в г. Луховицы, он был назначен на его место и посвящён во священника в 1903 году. Когда началась Первая мировая война, о. Сергий был направлен священником в 139-й Моршанский пехотный полк, и убыл на Австрийский фронт. Батюшка прошёл всю войну вместе с частью, занимавшей позиции на передовой.
Вот одна из священных страниц летописи Моршанского полка, повествующая о том, как славный полк обрёл в разрушенной австрийцами убогой сельской русской церкви в Галиции чудесно уцелевшую икону Божией Матери.
Эта история была опубликована по благословению Преосвященного Дионисия (Валединского), епископа Кременецкого, (впоследствии Предстоятеля Польской Православной Церкви) и отпечатана в типографии Почаевской Лавры 14 июня 1916 года за подписью командира полка полковника Бекаревича и священника Сергия Кроткова.
В июне 1915 года при отходе с Карпат, после тяжёлых боёв, полк занял прочную позицию. Непосредственно за окопами находилось село Соколе, совершенно покинутое жителями. В нём стоял разрушенный храм, один из тех храмов в Галиции, где , несмотря на все утеснения, ещё уцелел огонёк Православия. В храме буквально не осталось живого места, и только немым укором гуннам ХХ века скорбно смотрел оставшийся висеть на полуразвалившейся стене образ Богоматери. С радостью полк приютил лишенную крова икону. Она была помещена на перевязочном пункте, молчаливо благословляя израненных страдальцев.
В торжественные дни, когда полк собирался на молитву, икона эта приносилась в наскоро сооружённую часовню в лесу и занимала подобающее место среди полковых святынь. Но это временное жилище казалось не подходящим для святой иконы. Пора было Священной Страннице, названной Галицкой, обрести надёжный приют и покой. Решено было отправить икону в город Егорьевск Рязанской губернии, в место постоянного пребывания полка. В сем городе в полковой Казанской церкви и поместили святыню, которая пребывала там до закрытия храма. Судьба иконы не известна до сих пор.
За безупречное пастырское служение во время военных действий о. Сергий Кротков был награждён орденом св. Анны III степени, Георгиевским крестом и возведён в сан протоиерея. Он прослужил полковым священником до большевистского переворота в 1917 году и лишь после того, как полк был расформирован, он уехал в Воронежскую губернию, где получил место настоятеля в селе Валуйчики. Перед отъездом с фронта епископ Дионисий предложил священнику не возвращаться в Россию, где уже начинала бушевать революция и поселиться в Западной Европе, но о. Сергий отказался.
В 1922 году протоиерей Сергий был назначен настоятелем Никольской церкви с. Царёво, Пушкинского района, Московской области, где прослужил до1930 года. Это было тяжёлое время для православных, но священник был непоколебим в пастырском служении, которое в те времена было исповедничеством. В 1930 году он назначается настоятелем храма Покрова Божией Матери в селе Покровском, рядом с Царициным, находящимся ныне в черте Москвы. Здесь о. Сергий прослужил более семи лет.
Одна из женщин, знавшая его в то время, вспоминала о нём:»Мы знали о материальных трудностях батюшки и старались ему помочь, предлагали деньги, но батюшка говорил, что ему ничего не нужно, а деньги просил опустить в церковную кружку. На исповеди хотелось всё рассказать отцу Сергию, хотя он никогда не настаивал, чтобы мы были откровенны. Совершая требы, он никогда не требовал денег и если видел, что человеку трудно заплатить, совершал требы бесплатно, Так мы и остались ему должны за крестины, венчания и отпевания.»
В конце 1937 года власти приняли решение закрыть храм. Отца Сергия вызвали в НКВД, где предупредили о закрытии храма, а также намекнули на то, что и его собственное положение представляется на данный момент угрожающим. Несмотря на предупреждение о грозящем аресте, о. Сергий не оставил служение в храме. «Что же, - сказал он своим домашним,- прихожане придут, а я окажусь дезертиром, предавшим Бога и паству».
2 марта 1938 года, отслужив литургию, отец Сергий вышел из храма. На улице его ждал извозчик, который отвёз священника в районное отделение НКВД, а затем в Таганскую тюрьму. «Следствие располагает данными, что Вы вместе с офицерством выступали против красных», сказал следователь. «Во время восстания генералов наш полк из Бессарабии был выдвинут против красных войск под Петроград. Я был за генералов, но солдаты скоро обольшевизировались и против красных не пошли, Полк расформировали, и я уехал в Воронежскую губернию» - ответил о. Сергий. «Следствие располагает данными, что Вы активно вели среди населения контрреволюционную деятельность». «Открыто контрреволюции среди населения я не вёл, но недовольство своё Советской властью я высказывал среди некоторых верующих. Говорил о тяжёлой жизни, о налогах, которые на меня и на других налагают. Другой политики я не касался.
14 июня 1938 года Тройка НКВД приговорила о.Сергия к расстрелу. Он был расстрелян 1 июля 1938 года и погребён в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
После войны с фронтов прибывало много раненых, контуженых. Из тех, кого подлечили в Егорьевске, сформировали 80-й запасный полк. Под влиянием социал-демократов в полку было много революционно настроенных солдат, прапорщиков, унтер-офицеров. Среди них выделялся прапорщик – егорьевец Благонравов Георгий Иванович, впоследствии секретарь фракции большевиков. Был комиссаром Петропавловской крепости в Петрограде. Командиром 80-го полка был полковник де Лабель. Во время нестроений в городе после революции 1917 года он был арестован солдатским комитетом и убит.

Некоторые Георгиевские кавалеры: Шестеро егорьевцев награждены Георгиевскими крестами. Среди них два солдата были полными кавалерами. В числе последних был ЗУБОВ Иван Сергеевич. С ноября 1919 по октябрь 1920 года он после возвращения с фронта был военным комиссаром Егорьевского уезда. Другой – ФРОЛОВ Михаил Филиппович после войны работал в Егорьевском уездном исполкоме. Георгиевский кавалер БУГРОВ Пётр Григорьевич из д. Анохино после демобилизации работал в органах уездной милиции. Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степени был награждён РУБИН Филипп Григорьевич – работал зав.столовой при исполкоме. Другие награжденные – МАКСИМОВ Алексей Иванович, СЁМИН Фёдор Фёдорович, РЫЧКОВ Иван Яковлевич, ЗМИЁВ Илларион Власьевич, ДМИДОВ Тимофей Васильевич – работали на Хлудовской фабрике.

 

Моршанец

Василий Анютин

 

 


 

Вот такая славная история этого героического полка, которая служит примером и назиданием воинам нашего времени и всем нам.
 


Подготовил игумен Феофан (Щелкунов)

Источники: ЦИАМ. Клировая ведомость 139 –го Моршанского
пехотного полка 1897 г.
Дамаскин (Орловский), игумен «Мученики, исповедники
и подвижники благочестия Р.П.Ц. ХХ столетия» книга 5.
Тверь, 2001 г.
Интернет «1914 ВЕЛИКАЯ ВОЙНА 1917 форум истории
и реконструкции».