(память 7 сентября по старому стилю)
 Священномученик Евгений, митрополит Нижегородский (бывш. Приамурский и 
Благовещенский) (в миру Семён Алексеевич Зернов) родился 18 января 1877 года в 
Московской губернии, в семье диакона. В 1898 году Семён закончил Московскую 
Духовную семинарию и поступил в Московскую Духовную Академию. В 1900 году он 
принимает постриг в монашество с именем Евгений, а 1902 году рукоположение в 
иеромонаха. В том же году отец Евгений после окончания Духовной Академии 
назначается на место преподавателя сектоведения Черниговской Духовной семинарии. 
С 1904 года он - инспектор этой семинарии, а с 1906 года - ректор Иркутской 
Духовной семинарии в сане архимандрита. В то время в семинарии царило крайнее 
раздражение воспитанников против своего начальства. Отец Евгений сумел привести 
в порядок расстроенное смутой 1905 года учебное заведение, действуя без всякого 
применения репрессивных мер и заслужив общее доверие и любовь. Он имел 
замечательный дар проповедника, поэтому проводимые им внебогослужебные 
собеседования по воскресным дням в семинарском храме охотно посещали и учащиеся, 
и интеллигенция, и народ. В 1909 году отец Евгений являлся членом комиссии по 
освидетельствованию честных останков святого епископа Иркутского Софрония 
(Кристалевского).
Священномученик Евгений, митрополит Нижегородский (бывш. Приамурский и 
Благовещенский) (в миру Семён Алексеевич Зернов) родился 18 января 1877 года в 
Московской губернии, в семье диакона. В 1898 году Семён закончил Московскую 
Духовную семинарию и поступил в Московскую Духовную Академию. В 1900 году он 
принимает постриг в монашество с именем Евгений, а 1902 году рукоположение в 
иеромонаха. В том же году отец Евгений после окончания Духовной Академии 
назначается на место преподавателя сектоведения Черниговской Духовной семинарии. 
С 1904 года он - инспектор этой семинарии, а с 1906 года - ректор Иркутской 
Духовной семинарии в сане архимандрита. В то время в семинарии царило крайнее 
раздражение воспитанников против своего начальства. Отец Евгений сумел привести 
в порядок расстроенное смутой 1905 года учебное заведение, действуя без всякого 
применения репрессивных мер и заслужив общее доверие и любовь. Он имел 
замечательный дар проповедника, поэтому проводимые им внебогослужебные 
собеседования по воскресным дням в семинарском храме охотно посещали и учащиеся, 
и интеллигенция, и народ. В 1909 году отец Евгений являлся членом комиссии по 
освидетельствованию честных останков святого епископа Иркутского Софрония 
(Кристалевского).
   В 1910 году отец Евгений сделал доклад о постановке миссионерских 
предметов в семинариях на Иркутском миссионерском съезде; все положения, 
высказанные в этом докладе, были единогласно приняты. В 1913 году состоялась 
хиротония архимандрита Евгения в епископа Киренского, викария Иркутской епархии. 
В 1914 году Владыка назначается на Приамурскую и Благовещенскую кафедру. 
Святитель являлся членом Священного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 
годов. В 1923 году после всенощной, накануне праздника Успения Пресвятой 
Богородицы, Владыка ночью был арестован и заключён сначала в тюрьму города 
Благовещенска, затем вывезен в город Читу, а оттуда в Москву.
   На защиту своего архипастыря встал весь город, чекисты вынуждены 
были вызвать пожарную команду, которая, обливая толпу водой, кое-как рассеяла 
её. Даже сектанты пришли защитить Владыку. Все они глубоко почитали Святителя за 
миролюбие и правду. Пока Святитель содержался в тюрьме Благовещенска, по городу 
ежедневно разъезжала телега с надписью: "В тюрьму для епископа хлеб". Пищи 
набиралось такое количество, что Владыка кормил всех содержавшихся с ним 
заключённых.
   После освобождения в том же году святейший Патриарх Тихон возводит 
Святителя в сан архиепископа, а в 1924 году он включается в состав членов 
Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.
   В 1924 году Святитель арестовывается вновь и приговаривается к трём 
годам концлагеря с последующей высылкой на три года. До 1927 года Владыка 
находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения.
   Он был признан старшим среди епископов и остался им по общему 
согласию епископов даже после того, как туда прибыли и более старшие по 
рукоположению.
   В июле 1926 года он принимал участие в составлении "Соловецкого 
послания" (обращения к правительству СССР православных епископов). Дух документа 
преисполнен непоколебимой твёрдости во всём, что касается собственно свободы 
церковной жизни, совершенно чужд и малой тени соглашательства, безбоязнен в 
свидетельстве правды и свободен в своём мнении среди уз. В документе изложены 
факты гонения на Церковь и заявлено, что "политический донос совершенно 
несовместим с достоинством пастыря".
   С 1927 по 1929 годы Владыка находится в ссылке в Зырянском крае 
(Коми (Зырян) А.О.). После выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского) 
Владыка не отделился от него и не считал необходимым отделять Заместителя от 
Местоблюстителя Патриаршего Престола священномученика митрополита Петра 
(Полянского).
   Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, 
никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное 
время. Житейски был глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Пастырям делал 
замечания всегда наедине в мягкой форме. Богослужения Владыки отличались 
величием, покоем и благоговением.
   После освобождения в 1929 году Владыка проживал в городе Котельнич 
Нижегородского края. В августе 1930 года его назначают архиепископом Котельничским, викарием Вятской епархии, а с 1933 года временно управляющим 
Вятской епархией. В мае 1934 года Святителя переводят на Нижегородскую 
(Горьковскую) кафедру.
   В 1935 году после пасхальной службы, совпавшей с празднованием 1 
мая, Владыка собрался ехать домой. Близкие стали ему предлагать задержаться, 
пока пройдут участники демонстрации. "Что нам бояться, - ответил Владыка, - надо 
Бога бояться". И поехал домой по улицам в клобуке. Вскоре его арестовали в 
Нижнем Новгороде ("Горьком") и по обвинению "в антисоветской агитации" и 
приговорили к трём годам заключения в Карагандинском лагере. В сентябре 1937 
года Святитель тройкой при УНКВД по Карагандинской области приговаривается к 
расстрелу. 7 (20 н. ст.) сентября 1937 года Владыка был расстрелян.
   Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на 
Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года 
для общецерковного почитания.