На главную

О сайте

О храме

Иконостас храма

Колокола храма

Летопись

с. Ивановка

Документы

Духовенство

Прихожане

Награды

Фотогалерея

Пресса о нас

 

Вопрос священнику

Отзывы

Аудио

Видео

 

Координаты

Просьбы о помощи

Архив

 

ioann-bogoslov@yandex.ru

 

 

Цветник духовный

На этой страничке вы можете познакомиться с изречениями православных святых. Их слова - это крупицы мудрости духовной. Их поучения направлены к нашим сердцам, дабы мы, внимая духовному опыту святых, смогли бы очистить сердце свое от страстей, смогли идти по тернистому пути в Царство Небесное, имя таковых помощников.

Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи. Прп.Серафим Саровский

*****

Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало.

Истинно благородный человек никогда не выпускает из памяти благодеяний, какие получает от других, но легко забывает те, какие делает сам.

Завистливый скорбит при взгляде на высших, не видя себя равным им; томится при виде равных себе, желая преимущества пред ними; грустит при взоре на низших, опасаясь, чтобы они не сравнялись с ним и даже не превзошли его.

В молитве мы беседуем с Богом - в Святом Писании Бог беседует с нами.

Безумно оставить своего мертвеца и идти плакать над мертвецом ближнего.

Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего.

Милости Божией ищи себе милостями к ближним.

Живая рыба плывет против воды, а мертвая - вниз за водой. Истинный христианин идет против потока греховного века, а ложный увлекается его быстротой.

На порицание лучше отвечать кротостью, нежели порицанием. Чистой водой надобно смывать грязь. Грязью грязи не смоешь.

Чтобы показать, что мы охотнее должны принимать наставления, нежели поспешно отвечать, природа дала нам два уха и только один язык.

Гордость подобна высокому, согнившему дереву, у которого ломки все сучья; и если кто взойдет на него, тотчас обрушится с высоты.

Дождь бывает полезен для почвы не тогда, когда она еще не совсем освободилась от снега и льда, а тогда, когда согрелась солнечными лучами; подобно сему и благость Божия находит достаточную приемлемость только в сердцах, согретых любовию к Богу.

Не будь столп, на пути стоящий, который указывает путь к городу, но сам с места не движется; но будь вождь, который и прочим указывает путь, и сам наперед идет.

Как телу ты доставляешь различные одежды..., так не попускай и душе ходить нагою - без добрых дел, одень и ее в приличную одежду.

Богатый - не хозяин богатства, ему от Бога данного, но приказчик и расходчик, который даровавшему Господу ответ должен воздать в свое время. Ибо никто ничего с собой не принес в мир, кроме тела нагого, и потому ничего своего не имеет, но все, что ни имеет, Божие есть добро.

Как ржавчина изъедает железо, так зависть - душу, в которой она живет.

Давать охотно, значит больше, чем давать много.

Не будь расточительным, ибо расточительность ведет к нищете; но не будь и скуп, ибо скупость есть и при богатстве нищета.

Лучше понести потерю, чем бесчестно получить прибыль. Потерю можно поправить, а пятно бесчестия останется на тебе неизгладимым.

Ты владей богатством, а ему не давай обладать тобою.

Богатые доставляют бедным средства к пропитанию, а бедные - средства к их спасению.

Пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженным кораблем, который при малом движении волн идет ко дну.

Все наши грехи как горсть земли, а милосердие Божие - это беспредельная бездна; ели горсть земли бросить в эту бездну, то без сомнения, она и не заметна даже будет. если мы сердечно каемся, то все грехи наши прощает.

Что бывает по воле Божией, то, хотя бы казалось и плохим, лучше всего. А что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось лучшим, хуже и беззаконнее всего.

Золото есть добрый слуга и злой господин. Имей золото как слугу, а не будь ему слугой. Из всех уз золотые - самые крепкие.

Постись Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий угодный Богу пост и будешь жить с Богом (Пастырь Ерма).

Богатство кажется мне подобным змее, которая, если кто не умеет без вреда схватить ее..., обовьется вокруг руки и ужалит. Также и богатство, извиваясь в зависимости от того, умеючи или неумеючи за него взяться, имеет страшную способность крепко обхватить и ужалить.

Не презирай нищеты, когда встречаешь ее у других; не страшись ее, если она тебя посетить хочет; не стыдись ее, если она поселилась с тобою.

Отложив скорбь о том, чего у вас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть.

Обходись с земным богатством как с гостем, которого надобно честно принять и честно проводить.

Некоторые очень разборчивы в пище и не допускают в уста свои известных яств, но не так разборчивы и осторожны относительно слов, исходящих из уст их.

Когда нет богатства, не должно его желать, а когда оно есть, надобно много думать не о том, что обладаешь им. но о том, умеешь ли располагать им.

Чтобы мысли ваши всегда были чисты, выберите для себя одну какую-либо краткую молитву и повторяйте ее. Она будет освящать ваши чувства.

Неужели вы думаете, что в старости вы более, чем в цветущем возрасте, будете иметь и готовности принести покаяние, и твердости - у стоять в нем, и ревности - показать его опыты, и силы - преодолеть его препятствия?

Как плод в сыром месте скоро портится, так гибнет добродетель, совершаемая с тщеславием.

Продолжи твою милость земную, да продолжится к тебе милость Небесная.

Одни страсти свойственны телу, другие - душе. Огребающийся от одних и нерадящих о других, поступает так же, как если бы кто оградил виноградник свой высокою стеною от зверей и между тем оставил его совершенно открытым для хищных птиц.

Чтобы нищему принять милостыню, надобно ему протянуть руку; чтобы младенцу принять пищу, надобно ему отверсти уста; подобно сему надобно человеку простираться к Богу, чтобы достигнуть благодати Его; надобно иметь отверстую душу, чтобы принять дары Его. Молитва есть простертая рука для принятия благодати Божией, отверстыя уста для вкушения пищи небесной.

Низложи помысл высокоумия прежде, нежели он низложит тебя. Сокруши плоть прежде, нежели похоть сокрушит тебя.

Христианская победа состоит не в отмщении, но в кротости и терпении.

С людьми мирись, а с грехами бранись.

Идите и наследуйте Царствие Божие, скажет Господь милостивым, - не потому, что вы не согрешили, а потому, что милостынями очистили грехи свои.

Презрел ты бедного, презрит и тебя Тот, Кто обнищал ради его; не отворил ты толкущему, не отворится и тебе дверь Царствия Божия; не услышал ты стона скорбящего, не услышится вопль и твоей молитвы.

Богу угодно, чтобы на земле было много несчастных, дабы они спаслись своим терпением, а ты - своим милосердием.

Истина подобна невкусному, но здоровому лекарству, которое пить неприятно, но, когда бывает принято, делает исцеление.

Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобны откормленным птицам: напрасно имея крылья, они не могут оторваться от земли.

Тот, кто говорит не подумав, подобен тому, кто стреляет не прицелясь.

Богатые только тогда внидут в Царство Небесное, когда введут их бедные.

Малый уд язык, но большой вред может принести, подобно тому, как моль - малое насекомое, а большие вещи повреждает и даже уничтожает.

Осуждай себя - и перестанешь осуждать других.

Здесь богатые часто покровительствуют бедным; там (в будущей жизни) бедный будет заступником богатого.

Человек, осуждающий других, походит на зеркало, которое в себе всех отображает, а себя не видит.

Милостыня совершается не одними только деньгами, но и делами, и помощью, и оказанием помощи, и услугой, и заботой, и советом, и словом, и даже вздохом.

Терпи скорби, потому что в них, как розы в тернах, растут и воспитываются добродетели.

Слеп милостивый, если он несправедлив: возделывает поле, с которого не может собрать жатвы.

Тени и колесу подобны житейские скорби и радости, потому что непостоянны, как тень, и вертятся, как колесо.

Настоящая жизнь наша не есть жизнь истинная, действительная, для какой мы предназначены Творцом. В отношении к будущей, ожидающей нас жизни, она есть тоже, что жизнь птенца в яйце, что жизнь младенца в утробе матери.

Давай нуждающимся не с тем, чтобы избавиться от  докучающих и зрелища бедности, но чтобы иметь утешение видеть, что участь их облегчена.

Всячески почитай лики живых, да почтешь, как должно, лик Божий. Ибо лик Господа Иисуса Христа есть лик человеческий. Не уважающий лика человеческого не уважает и лика Божия.

Когда разлучишься с телом, тогда будешь сожалеть, что столько имел попечений о том, что не приносит тебе никакой пользы.

Не мечтай быть в живом союзе с Богом, отчуждаясь от ближних и холодным пребывая к ним. Слушай Апостола, который говорит, что не любящий брата, которого видит, как может любить Бога, которого не видит.

Терпи мужественно в этой временной жизни всякие посылаемые от Бога скорби, чтобы вечно радоваться  в будущем веке. Ибо кто не терпит здесь скорбного, тот не получит там радостного.

Обращаясь с худыми - и сам сделаешься худым, с хорошими, добрыми, богобоязненными - и сам сделаешься хорошим добрым и богобоязненным.

Удалившийся в пустыню не должен сожалеть о мире, им оставленном; а призванный жить  в мире не должен говорит, что здесь не возможно спастись.

Блажен тот, кто так в нравственном отношении воспитал себя, что может радоваться за благополучие и счастье других, хотя бы сам ничего этого не получил.

Кто раб богатства, тот и хранит его как раб; а то сверг с себя иго рабства, тот раздает богатство, как господин.

Золото и серебро без огня не очищаются; равно и душа, не будучи ввержена в горнило скорбей и страданий, не может очиститься от скверн греховных.

Можно среди уз быть свободным духом, равно как и на престоле можно быть рабом страстей.

Мы думаем о себе, что смиренны, пока нас не трогают, - это не смирение; вот смирение истинное: когда унижают, оскорбляют, тут себе и говори: стою этого за грехи мои.

Должно ненавидеть и преследовать грех, а не согрешающих.

Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели.

Самая высокая власть есть власть над своими страстями. Больше чести править собою, чем править другими, и больше славы исполнять законы, чем налагать их.

Истинно благородный человек никогда не выпускает из памяти благодеяний, какие получает от других, но легко забывает те, какие делает сам.

Как врач, хотя причиняет телу страдания, однако же благодетелен, потому что борется с болезнью, а не с больными, так благ и Бог, Который частными наказаниями содействует спасению целого.

*****

И малый грех может довести человека до великих беззаконий

*****

Любовь - великая сила: она и немощного делает сильным, и малого - великим, и незначительного - достопочтенным, и прежде знаемым и любезным. Таково свойство любви чистой, евангельской. Да даст и мне любвеобильный ко всем Господь искру этой любви; да воспламенит ее во мне Духом своим Святым. Прав. Иоанн Кронштадтский

Солнце не себе светит, но всему творению, облака не хранят в себе воды, но изливают ее на землю, земля не удерживает в себе плодов. Так и дарования, данные от Бога, должны быть общими для нас и ближних. Разумный не только себе, но и ближнему разумом своим должен приносить пользу. Богатство не только богатому, но и другим должно служить. Так и во всем прочем; все это таланты Господа нашего, за которые мы дадим Ему ответ в день пришествия Его. Ибо все, что имеем - Божие, а не наше, и дано от Бога не только ради нас самих, но и для наших ближних. Если кто от добра Божия, данного ему, не уделяет другим, тот грешит против Бога, даровавшего ему блага Свои, за что будет истязан в день суда Христова. Свт. Тихон Задонский

Диавол прежде греха представляет Бога милостивым( мол, простите мне грех мой), но после греха справедливым ( мол, воздаст мне по справедливости). Это есть хитрость. А ты напротив делай: прежде греха представляй себе правосудие Божие, чтобы не согрешить; когда же согрешишь, помышляй о великости милосердия Божия, чтобы не впасть в отчаяние Иудино. Свт.Тихон Задонский

Наша обязанность - всегда, всю жизнь нашу вести себя так, чтобы когда станут звать нас из этой жизни немедленно сказать: "Готово сердце наше". Свт.Иоанн Златоуст

Учись в терпении переносить чужие недостатки и слабости, какие бы они ни были, потому что и у тебя есть много такого, что другие переносить должны. Фома Кемпийский

Увы, душа моя! Зачем не радишь ты о жизни своей? Зачем в рассеянии проводишь немногие дни ее? Не знаешь разве, что вот-вот позовут тебя? прп.Ефрем Сирин

Не тяготейте к земле. Все тленно - только одно счастье загробное вечно, неизменяемо, верно. И это счастье зависит от того, как проживем мы эту нашу жизнь. Свт. Феофан Затворник

Не читайте затем, чтобы только почитать, а чтобы освежить и попитать душу. Питается же она тем, что чрез внимание пройдет в сердце и его займет. Свт.Феофан

У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Поэтому, чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: гадания, толкования знамений, прорицание, вызывания мертвых, вдохновения, карты и многое другое...И на всякую ложную приманку демонское ухищрение указывает обольщенным, чтобы люди отступили от Бога, обратились к служению демонам...Прп. Григорий Нисский

Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским законом и ожидай наслаждения благами. Свт. Василий Великий.

***

Обращайтесь умом и сердцем вашим к небу и вечности - и не будете уловлены от диавола. Птица, чем выше летает, тем бывает безопаснее; а когда вниз, на землю спустится, то легко может быть поймана или застрелена.

В молитве другого имеют нужду и  святые; но кто не молится сам о себе, тому не помогут и праведники.

Смири помысл гордыни прежде, нежели гордыня (обратившись в страсть) смирит тебя.

Истинный пост - удаление от зла, воздержание языка от пустых десед, осуждения, подавление в себе гнева, отказ в греховных желаниях, отлучение от оскорбления, похотей, злословия, лжи, клятвопреступления.

Лучше сто крат пасть ногами, нежели языком.

Я видел многих, впадавших в согрешение чрез свои слова, но почти никого чрез молчание.

Не столько мы стараемся о своем спасении, сколько диавол о нашей погибели.

Мы себя бесчестим, когда черним честь других.

Лови минуты, чтобы уловить годы и не упустить всей жизни.

Искусство все превращать в золото отнюдь не так важно, как искусство превращать мертвое золото в живую и от смерти избавляющую добродетель.

Богат не тот, кто много приобрел, но тот, кто много роздал.

Роскошь и скупость - противоположные сестры, но обе смертоносно заражают человеческие сердца. Одна расточает, другая хранит и учит стеречь богатство, но обе - на гибель человечеству. Одна расслабляет, другая связывает человека, но и та и другая умерщвляет его душу.

Прости оскорбившему, подай милостыню нуждающемуся, смири свою душу, и хотя бы ты был величайшим грешником, ты можешь достичь Царствия Небесного, очищая таким образом грехи и омывая нечистоту.

На пути, по которому ходят и ездят, не растет никакой травы, хотя бы тут и посеяны были семена, так как это место непрестанно утаптывается. И в нас не возрастают добродетели, если мы преданы развлечению, ибо добродетели попираются развлечением, порожденным страстями.

Почему вы не огорчаетесь, когда дитя грозит вам или старается рассердить вас? - Потому что вы старше и умнее его: угрозы его для вас тоже, что жужжание мухи. - Если бы вы имели истинно возвышенную душу, то оскорбления и обиды, причиненные вам от кого-либо из собратий ваших, трогали бы вас не более.

Пост тела есть пища для души.

Всех больше из птиц небесных - орел, из зверей земных - лев, из сынов же человеческих - боящийся Господа.

Нередко и праведники предаются в руки нечестивых, не к славе нечестивых, но для испытания праведных.

Над камнем, брошенным рукой, мы не имеем уже власти; так и над каждым безумным словом, слетевшим с наших уст.

Нищий тот богач, кто тленным серебром и златом богатеет, но добродетелью нищенствует.

Сердце человека есть нива, заросшая тернием греха; возделывая сию ниву, христианин должен твердо помнить, что корни страстей в нем не совсем истребляются до самой смерти и, при малейшей с нашей стороны рассеянности и небрежности, могут пустить от себя ростки, которые беспрепятственно заглушают доброе семя,  с трудом посеянное и с трудом взращаемое.

Вражду надлежит писать на воде, чтобы скорее исчезла, а дружбу - на меди, чтобы навсегда соблюдалась твердою и непременною(неизменною).

Песчинка мала, но миллионы песчинок составляют гору. Что составят повторяемые каждый день малые грехи?

Тщеславие есть подводный камень: если в него ударишься, то погубишь груз.

Корысть не столько наполняет дом богатством, сколько душу заботами.

Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души.

Рука бедного есть сокровищница Христова: что получает нищий, то получает Христос.

Весьма опасен необузданный конь для ездока; так и душе твоей опасна плоть, когда она необуздана разумом и воздержанием.

Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам.

Среди людей немало имеет веса род и происхождение; но славнее самому быть светилом для потомства, чем отражать на себе только свет предков.

Учись до гроба, считай потерянным тот день, в который ты не перенял никаких уроков мудрости.

Напоминай себе часто, что чрез недолгое время или богатство тебя оставит, или ты оставишь богатство.

Чем больше дров, тем сильнее пламя; чем больше яств, тем яростнее похоть.

Так живи, как бы каждый провождаемый тобою день был последний в жизни, - и не согрешишь пред Богом.

Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе.

Не заботясь о своих недостатках, завистливый мучается совершенствами других.

Жизнь наша в мире сем - не иное что, как непрестанное путешествие к будущему веку.

 

Не для того дано Священное Писание, чтобы мы имели его в книгах, но чтобы начертили его и в сердцах наших.

Христианин, не искушенный бедствиями, подобен воину, еще не бывшему в сражении.

Грех мы должны ненавидеть, но грешников любить.

Соблазны мира сильны не сами собою, но нашею произвольною слабостию.

Худ тот христианин, который  оставляет грех только потому, что рука и  нога более не действуют.

Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное что пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же остывает, тогда они садятся на него. Тоже бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его.

И хорошую привычку и худую питает время, как дрова питает огонь.

Между клеветником и теми, которые с удовольствием слушают его, такое же отношение, какое между преступником и его сообщниками.

Добрый, если и служит, свободен, а злой, хотя бы царствовал, есть раб, и притом такой, у которого не один господин, а столько господ, сколько пороков.

Все несчастие состоит не в том, что ты пал, но что, упавши, не встанешь, - не в том, что согрешил, но в том, что упорствуешь в грехе.

Дева (Ева) изгнала нас из рая, через Деву (Марию) мы обрели вечную жизнь - чем осуждены, тем и увенчаны.

Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного.

Вода имеет свойство отмывать грязь с тела, а милостыня - уничтожать нечистоты душевные.

Богатства даны нам для сохранения нашей жизни, а не для побуждения ко греху : золото должно служить средством ко спасению, а не к погибели души.

Человек без веры подобен кораблю без руля, носимому по волнам морским.

Якорь нужен для корабля во время бури; вера нужна человеку во время бедствий.

Не допусти, чтобы твоя любовь к ближнему была короче его несчастия.

Не тот искренно милосерд, кто дает от своих избытков, но тот, кто лишает себя и нужного в пользу бедных.

Истинно полезное есть то, что может служить к достижению вечной жизни, а не удобств и радостей земных.

Иной богат деньгами, а беден душою.

Не говори всего, что знаешь, но непременно знай все, что говоришь.

Люби более молчать, нежели говорить, ибо молчание собирает, а многословие расточает.

У всякого христианина должен быть свой жизненный крест, как у странника свой посох.

Птице ли тяжки перья, которыми она летает по воздуху? Так и истинному христианину не тяжки заповеди Христовы, творением которых душа наша, оперившись, возлетает на небо.

Человек, имеющий одни слова, но не имеющий дел, подобен дереву, имеющему листья, но не имеющему плодов.

Сын мудрый - утеха отца. Хочешь иметь такого сына? С младенчества направь его на путь добродетели и долга. Но помни, что легчайший способ к тому есть твой собственный пример.

Многие почитают себя праведными по сравнению с явными злодеями. Но пусть сравнят себя со святыми Божиими человеками, и тогда непременно увидят, что они суть бедные грешники.

Легче заимствовать порок, нежели передать добродетель, так как скорее заразишься болезнью, нежели сообщишь другому свое здоровье.

Как дрянная вода делает ни к чему не гожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей, добродетельных по жизни и нраву.

Свеча продолжает гореть, несмотря на то, есть ли тут люди или нет; так и верующие неослабно должны творить добро, вовсе не думая о том, смотрит ли кто или нет на их дело.

Долг любви - это такого рода долг, что непрестанно уплачивается, но никогда не выплачивается.

Подавайте милостыню всем, кто просит ради Христа, без излишнего и не всегда верного разбора, под спасением, чтобы тот, кому откажете в подаянии, не был Сам Христос.

Как бы ни были безобразны и отвратительны грехи, привычка делает их маловажными и ничтожными.

Как тело, разлучаясь с душою, умирает, так и душа умирает вне общения с Богом.

Милостыню ты подаешь нищему, а приемлет ее Христос.

И деньги хороши, но не тогда, когда они господствуют над имеющими их: а когда облегчают нужды ближних.

Если ты господин над золотом, ты делаешь из него то, что хорошо; если раб, оно делает из тебя то, что дурно.

Без милостыни и молитва бесплодна.

Приобретай так, как бы не имел нужды; теряй так, как бы отдавал лишнее.

Истинная свобода  - в господстве духа над телом и над всем, что имеет временное значение и относительную ценность.

Бог сделал тебя богатым, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы мог искупить свои грехи спасением других; дал тебе деньги не для того, чтобы ты запирал их на свою гибель, а чтобы расточал для своего спасения.

Вода по свойству своему мягка, а камень тверд. Но если над камнем висит желобок, то вода стекает каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и Слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает(или читает) Слово Божие, то страх Божий приходит в сердце его.

Проводи начинающийся день так, чтобы он мог вести тебя ко дню невечернему, а не к ночи вечной.

Кто хочет услышан быть от Бога в молитвах своих, тот должен слушать Бога в заповедях Его.

Грешники, хотя и живут, мертвы, а праведники, хотя и умирают, живы.

Как малое дитя не в состоянии справедливо судить о действиях и поступках своего отца, так и мы неспособны с надлежащей верностью исследовать пути премудрого Промысла.

Случается, что мы не в состоянии бываем последовать чьим-либо высоким добродетелям, но очень легко можем усвоить себе его недостатки.

Как печь без огня не может быть теплою, так и человек, чуждый Бога, не имеющий в себе Бога, не может иметь любви к ближним.

Если любовь есть пламень, то самолюбие есть самосожжение.

Милостыня, поданная нищим, есть сокровище богатых.

Приносишь фимиам, но не приносишь молитвы; возжигаешь свечу, но не горишь духом.

Берегитесь, чтобы Бога, прославляемого во храме, не оскорбить делами в доме.

Наслаждение греховное временно, а мучения за него вечны.

Лучше быть смиренным грешником, нежели гордым праведником.

Лучше смиренно сознаваться в грехах, нежели горделиво хвастаться добродетелями.

Как воск тает от огня, так нечистый помысл от страха Божия.

И земные блага не без трудов достаются: почему же уклоняемся от благ Небесных по причине трудов?